Елена Слесаренко: «Школьные музеи столкнулись с новыми вызовами»

О работе Съезда участников Всероссийского фестиваля школьных музеев «Культурный маршрут», итогах, новых перспективных направлениях рассказала руководитель Детского центра Музея Победы Еленой Слесаренко.
Елена Слесаренко: «Школьные музеи столкнулись с новыми вызовами»

Недавно в Музее прошел Съезд участников Всероссийского фестиваля школьных музеев «Культурный маршрут». О его работе, итогах, новых перспективных направлениях мы поговорили с руководителем Детского центра Музея Победы Еленой Слесаренко.

— Елена Сергеевна, как вы оцениваете работу съезда, удалось ли реализовать все задуманное? 

Мы считаем, что не только реализовали все задуманное, но и увидели перспективы дальнейшего развития программы «Школьный Музей Победы». Очень значимым было приветствие Президента Российской Федерации В.В.Путина. Программе всего 3 года и получить такую высокую оценку деятельности- большой подарок, но в тоже время и ответственность. Очень эффективно сработали школьники и педагоги, программы для них работали параллельно. Кроме того, очень интересным оказался опыт работы в качестве наставников представителей профессионального музейного сообщества. Впервые в России юные музейщики и экскурсоводы встретились на таком масштабном событии, чтобы совместно создать абсолютно новые продукты, тем самым стимулируя развитие, как маленьких школьных, так и больших федеральных и региональных музеев. По нашим подсчетам в течении двух дней работали более 100 музеев вместе. Мы рады, что каждый год программа «Школьный Музей Победы» делает еще один шаг к объединению представителей ученической и педагогической общественности для решения актуальных задач, которые стоят перед каждым сегодня.

— В ходе работы Съезда было представлено немало проектов в объединенных группах, которые однозначно заслуживают того, чтобы после определенной доработки быть запущенными в работу. Будете ли вы помогать в их реализации или хотя бы мониторить процесс?

Процессу проектирования предшествовали не менее важные, такие, как обмен опытом между самими педагогами и ребятами и возможность знакомства с лучшими практиками ведущих музеев России. Поэтому предложенные идеи не были основаны на предположениях и фантазиях, а представляют собой конкретные, реальные шаги. Важно отметить, что в каждой группе встретились представители не менее 5 регионов и каждая группа нашла общие направления деятельности и открыла новые перспективы. Все участники представляют сеть наших партнеров, где у каждого есть возможность использования ресурсы друг друга и Музея Победы. Мы не только будем мониторить и поддерживать проекты, но и создадим на портале программы специальный раздел, где любой желающий сможет подключиться к понравившемуся проекту и идее.

— Музей Победы стал опорной точкой, местом силы и источником вдохновения для школьных музеев. Продолжая свою историческую миссию, может ли Музей Победы предоставить школьным музеям адаптированную часть или копии каких-то своих экспозиций, например «Обыкновенный нацизм»,  «Обыкновенный НАТОцизм»?

Да, это отдельный важный вопрос. Ребята и педагоги после посещения этих экспозиций единогласно пришли к выводу, что данные выставки необходимо в адаптированном виде предоставить абсолютно всем нашим партнерам, с этим предложением они и обратились к Александру Яковлевичу Школьнику. Сегодня доступа к таким выставкам  у коллег, особенно в самых отделанных точках нашей страны, нет. Проблема доступа к исторической правде – важнейшая задача, которую Музея Победы может помочь решить. Школьные музеи столкнулись с новыми вызовами, мир стал развиваться быстрее, события более интенсивными, давление на наших детей и подростков жестче. Нам сегодня приходится работать очень много и напряженно. Мы осознаем, что должны сделать упор на содержании. Все эти факторы подсказывают, что нам необходимо внести коррективы в преподавание истории и событий, связанных с сохранением исторической памяти. Все изменения, происходящие с нашей страной, оказывают влияние на те темы, которые нам необходимо донести. Мы должны открыто и честно задавать себе вопрос насколько наша деятельность соответствует современным потребностям детей и их способности воспринимать информацию. Именно поэтому на каждом этапе развития программы мы находим новые способы взаимодействия с сообществом, чтобы сделать это взаимодействие наиболее эффективным.

 — Сейчас в стране появляются новые герои — участники СВО. Как вы считаете, школьные музеи Победы могут быть задействованы в сохранении их памяти?

Безусловно, этот факт также отметили участники съезда, в том числе и в своих проектах. Все мы понимаем, что героика Великой Отечественной войны безусловно является приоритетной в деятельности школьных музеев страны, но время и сегодняшние запросы требуют осмысливать и то, что происходит сейчас. Мы не должны работать с ребятами и педагогами в отрыве от сегодняшних событий, мы должны разговаривать, объяснять, находить новые пути единения нашего общества. Школьные музеи должны сыграть ключевую роль в этом процессе. Ведь доступ к ним всегда есть.

 — Значение работы школьных музеев  в сохранении памяти и изучении истории страны очень велико, что отметили  в своем обращении к участникам Съезда Владимир Путин, Сергей Нарышкин, Владимир Мединский и другие. Видите ли вы возможности для расширения этой работы – качественно, количественно? Какие это могут быть направления? Может ли школьный музей стать начальным звеном или даже центром профориентации для будущих историков, преподавателей общественных дисциплин?

Реализуя долгосрочную программу «Школьный музей Победы» с 2019 года, мы накопили уникальный и достаточный опыт взаимодействия с образовательными организациями по вопросам просвещения в области сохранения культурной и исторической памяти. Школьные музеи, с которыми мы работаем, становятся пространством личностного развития. В преодолении разрыва между школой и жизнью, между знаниями и компетенциями, школьный музей играет огромную роль: в нем работа ребят – в том числе проектная – обретает новый креативный импульс. Именно поэтому мы рассматриваем школьный музей как место формирования детско-взрослых общностей, направленных на развитие воспитательной среды образовательной организации. Сегодня мы видим, что благодаря участию в программе происходит качественное обновление пространства воспитания образовательных организаций при использовании ресурсов школьных музеев. Школьные музеи могут стать сегодня эффективной площадкой для «Разговоров о важном», профориентационным центром, местом культурного и исторического диалога, все зависит от правильного подхода, специфики региона, контингента учащихся.

—Какие интересные экспозиции нас ждут в Школьном Музее Победы?

Каждая школьная экспозиция, представленная на площадке Музея Победы, уникальна и повторить ее уже невозможно. На сегодняшний день мы открыли более 40 выставок, участие в работе которых приняли более 30 тысяч школьников. Работа над каждой экспозицией требует консолидации усилий школьников, педагогов, родителей, представителей местного сообщества, общественных организаций. Это творческий и одновременно очень сложны процесс. Ведь необходимо из огромного количества исторического материала, накопленного годами, выбрать самые значимые артефакты, выстроить на их основе программу, в которой на время работы выставки могут принять все желающие. В течение двух недель в рамках выставки работают  педагоги предметники, педагоги дополнительного образования, советники по воспитанию, проводятся классные часы, телемосты, встречи с героями, презентации, ребятам сами проводят конференции по истории и обществознанию, создают новые проекты. В этом учебном году, особенностью является то, что экспозиции одновременно представляют школы Москвы и  регионов. Ведь многие школьные музеи в разных точках страны, работают над одной темой, а совместная работа на площадке Музея Победы дает им дополнительный стимул к развитию и новые возможности к выстраиванию межрегионального сотрудничества.

Все выставки расписаны до конца июня 2023 года. Следующий год особенно богат на юбилейные события и школьные музеи готовят свои выставки в соответствии с этим, дополняя тематику своего большого наставника Музея Победы.

 -Расскажите, пожалуйста, о интерактивной карте школьных музеев «Культурный маршрут», торжественное открытие которой состоялось на съезде.

Интерактивная карта школьных музеев «Культурный маршрут»- совместная работа сотен школьников и педагогов из более 75 регионов Российской Федерации. Сегодня на ней размещены более 500 экскурсий, созданных нашими партнерами. Идея карты родилась у самих ребят, так как знакомство с историей регионов, национальными традициями и обычаями, судьбами героев и земляков никто не может рассказать лучше самих жителей. Это было совсем непросто, ведь необходимо было создать видеоэкскурсии так, чтобы они были интересны сверстникам из разных регионов. Отрадно каким чувством гордости пронизана каждая работа. Будь то рассказа о маленькой улице, или о письме героя , которым гордится школа Именно пронеся такие истории через свое сердце и душу, ребята смогли с таким энтузиазмом рассказать об этом.

Теперь, зайдя на сайт Музея Победы или программы «Школьный Музей Победы» мы можем отправиться практически в любой регион нашей страны и увидеть чем живет даже самый маленький и отдаленный школьный музей, какую серьезную работу веду ребята вместе с педагогами.

Работа над картой не остановится на этом, она будет дополняться и мы надеемся соберет со временем огромное количество материала, который будет доступен любому желающему.

— Спасибо за беседу, успеха в вашей непростой, но очень нужной работе!


Источник РИА ПОБЕДА.РФ





Посмотреть все